Пресс-атташе команды «КАМАЗ-мастер» Эрик Хайруллин передаёт из Сан-Хуан-де-Маркона (Перу):
- Таинственное место - знаменитое плато Наска - известное нам ещё по передачам Юрия Сенкевича, лежало на пути участников ралли «Дакар-2018» к бивуаку в местечке Сан-Хуан-де-Маркона. Происхождение нескольких десятков загадочных огромных рисунков и линий, нарисованных прямо на земле, не дает покоя учёным. Экипажи ассистанс, уехавшие из Писко ещё утром, остановившись на обочине, с интересом разглядывали странную фигуру с поднятыми вверх ладонями, видимую со смотровой площадки на Панамериканском шоссе. Геоглиф с говорящим названием «Руки» невольным образом ассоциировался с золотыми руками механиков команды «КАМАЗ-мастер», сотворившими за ночь до старта чудо. Сильно пострадавшая во время вчерашнего опрокидывания в песках машина Айрата Мардеева после интенсивного ночного ремонта к утру стояла уже, как новая. Во время ночной поездки до заправки выяснилась ещё одна неприятность – редуктор заднего моста издавал нехарактерные звуки. Знатоки понимают, что значит поменять редуктор на грузовом автомобиле, а если делать это нужно в чистом поле и в условиях предстартового цейтнота, то становится понятным, почему ночные механики у настоящих фанатов автоспорта пользуются не меньшим уважением, чем звёздные пилоты.
Впрочем, и сами пилоты прекрасно понимают, насколько тяжёл труд команды ассистанс, и стараются не привозить на бивуак технических проблем. Но гонка есть гонка. И здесь сложно что-то загадывать наперёд. О сложности гонки говорит то, что на старт 296-километрового скоростного спецучастка «Писко – Сан-Хуан-де-Маркона» вышло 30 спортивных грузовиков из 42 стартовавших в Лиме. И сразу два грузовика – голландца Тони Генугтена и белоруса Сергея Вязовича – опрокинулись в дюнах. Такого количества аварий всего-то за первые два полноценных этапа гонки давно уже не было. По всей видимости, спортивный директор гонки мотоциклист Марк Кома впредь при прокладке маршрута должен учитывать специфику всех транспортных средств, участвующих в гонке, и исключать запредельные для грузовиков крены на спортивном треке.
Не повезло в ходе третьего этапа и Мартину ван ден Бринку. Быстрый голландец на Renault долго не мог найти навигационную точку, он даже попался едущим навстречу экипажу Айрата Мардеева, и в итоге эти плутания обошлись ему в лишние 46 минут на финише. Ещё один провал дня - у Алеша Лопрайса. Чех проиграл в середине этапа полтора часа - по сути, приговор для борьбы за победу. На сей раз Алеш даже не дождался своего дня рождения 10 января, на который у него традиционно приходятся неприятности… На момент написания релиза не было информации об экипаже чеха Мартина Коломы, так и не появившегося на финише.
К сожалению, проблем не избежал и наш экипаж Дмитрия Сотникова. Сначала он сделал попытку срезать в дюнах и застрял. Чуть позже его экипажу пришлось менять муфту охлаждения водяного радиатора. На устранение проблемы его экипаж и экипаж помогавшего ему Антона Шибалова потратили около часа. Айрат Мардеев был более удачливым, чем накануне, и показал третий результат на этапе после победителя этапа Федерико Вильягры (03:56:37) и финишировавшего со вторым результатом Эдуарда Николаева (уступил Вильягре 35 секунд).
Судьи вернули накануне вечером Федерико Вильягре 10 минут за первый этап, объяснив, что аргентинец потерял время из-за работавшего некорректно организаторского прибора GPS (данный прибор фиксирует взятие экипажем навигационных точек). В результате такого возмещения Виллагра по итогам трёх дней приблизился в таблице генеральной классификации к занимающему первое место Эдуарду Николаеву, и теперь соперников разделяет 8 минут 58 секунд. Начинается непростое психологическое противостояние между россиянином и аргентинцем. Вильягра старше Николаева и внешне кажется эмоционально более устойчивым. Груз ответственности для Эдуарда в ситуации, когда сокомандники проигрывают слишком много (Сотников – 10-й, Мардеев – 16-й, Шибалов – 17-й) очень большой, но будем надеяться, что он и его экипаж справятся.
Владимир Чагин, руководитель команды «КАМАЗ-мастер»: «Непредсказуемость и сложности там, где их не ждёшь – в этом и суть «Дакара». Все эти факторы кратно увеличились из-за того, что с первых же спецучастков участников ждали тяжёлые пески. Но это честный экзамен. Тем больше сейчас наше желание исправить на ближайших этапах ситуацию с результатами трёх наших экипажей. Другая важная задача: хорошо показавший себя экипаж Эдуарда Николаева должен зацепиться за результат, и продолжать ехать быстро и надёжно одновременно».
Антон Шибалов, пилот экипажа №515: «Вчера удачно получилось, что мы ехали за Айратом и быстро подоспели на помощь. Место очень коварное. Огромная песчаная ловушка, в которой, насколько мне известно, 17 участников осталось на ночь. Эвакуация машины Айрата была непростой, носились по этой жаре с трапами, и в какой-то момент я почувствовал себя плохо. Видимо, тепловой удар. Сегодня не везло экипажу Дмитрия Сотникова. Два раза мы их вытаскивали, и во второй раз пришлось менять привод вентилятора».
Эдуард Николаев, пилот экипажа №500: «Потеряли сначала пять минут - немного застопорились в песке, и потом около минуты на навигации. Сначала искали дорогу, я немного отвлекся и на высоком давлении въехал в пески, очень рыхлые, как мавританские. Давление было 3,5 атмосферы, а чтобы до единицы спустить нужно как раз 3 минуты. Спустили и выехали. Мешали стартовавшие раньше джипы и квадроциклы, но, в целом, интересный и рабочий этап».
Дмитрий Сотников, пилот экипажа №502: «Мы заехали в дюны. Довольно непростые, крутые и частые. Мы видели, что идущая впереди TATRA не могла взять дюны. Попытались объехать это место. Попали в очень острую песочную яму, и машина просто кабиной уперлись в песок. Скорее всего это стало причиной выхода из строя привода вентилятора, видимо, следствие удара о песок. В целом, машина едет неплохо. Периодически бывают потери мощности, пытаемся отладить программу управления двигателем. Жаловаться не на что. Сегодняшняя ситуация была точно не из-за двигателя».
Дмитрий Свистунов, механик экипажа Айрата Мардеева №507: “Стартовали мы за HINO, сразу его обогнали. Было два спецучастка с зоной нейтрализации, и на первой части мы больше никого не видели. На финише второго СУ не появились ни Лопрайс (TATRA), ни Масик (LIAZ), стартовавшие впереди нас. Потом нам сказали, что у Лопрайса была проблема с мотором. Он даже заехал на бивуак (как раз находящийся в зоне нейтрализации). Потом видели Генугтена (IVECO), непонятно, почему он упал. Там не песок, вроде, твёрдая поверхность была. Потом догнали Диму Сотникова. Подстраховывали, местами пропускали его. Помогали с траекторией движения в дюнах. Потом экипаж Сотникова пропал. Метров за 300 до финиша видели, что упал на бок МАЗ Сергея Вязовича. Организаторы сделали точку на песчаной горе, и здесь он совершил ошибку - не увидел обрывчик среди песка. Но довольно быстро подъехал и поставил его на колёса экипаж Алексея Вишневского. После вчерашнего дня, вроде, всё налаживается. Айрат взял свой темп, быстрый и уверенный. Суеты не было”.
Сегодня, 9 января, участникам «Дакара» предстоит пройти четвёртый этап. Несмотря на приятный старт на океанском пляже, расслабиться на круговом этапе около Сан-Хуан-де-Маркона гонщикам не удастся. Впереди ещё один тяжелейший день, причём организаторы обещают огромный 100-километровый участок с постоянными дюнами! Общая длина этапа – 330 километров. Кто знает, не станет ли этот день решающим – многие именно во вторник попробуют отыграться или увеличить отрыв. Пожелаем удачи нашим гонщикам!
Результаты третьего этапа в классификации Т4
Место
Участники
Страна
Грузовик
Результат
Отставание
1
Федерико Вильягра
Рикардо Торлаччи
Адриан Джакопини
Аргентина
IVECO
03:56:37
-
2
Эдуард Николаев
Евгений Яковлев
Владимир Рыбаков
Россия
КАМАЗ
03:57:12
00:00:35
3
Айрат Мардеев
Айдар Беляев
Дмитрий Свистунов
Россия
КАМАЗ
04:00:46
00:04:09
4
Мартин Масик
Франтишек Томачек
Михал Мрква
Чехия
LIAZ
04:09:55
00:13:18
5
Алексей Вишневский
Максим Новиков
Андрей Неверович
Белоруссия
МАЗ
04:21:04
00:24:27
6
Сергей Вязович
Павел Гаранин
Андрей Жигулин
Белоруссия
МАЗ
04:21:42
00:25:05
9
Мартин ван ден Бринк
Войтер Розегаар
Даниэль Козловски
Нидерланды-
Чехия
RENAULT
04:43:14
00:46:37
14
Антон Шибалов
Дмитрий Никитин
Иван Романов
Россия
КАМАЗ
04:59:29
01:02:52
15
Дмитрий Сотников
Руслан Ахмадеев
Ильнур Мустафин
Россия
КАМАЗ
05:02:55
01:06:18
16
Тон ван Генугтен
Бернар дер Киндерен
Петер Виллемсен
Нидерланды-Бельгия
IVECO
05:19:11
01:22:34
17
Алеш Лопрайс
Лукас Янда
Ферран Марко Алкайна
Чехия-
Испания
TATRA
05:22:52
01:26:15
Итоговая классификация Т4
Место
Участники
Страна
Грузовик
Результат
Отставание
1
Эдуард Николаев
Евгений Яковлев
Владимир Рыбаков
Россия
КАМАЗ
07:47:19
-
2
Федерико Вильягра
Рикардо Торлаччи
Адриан Джакопини
Аргентина
IVECO
07:56:17
+00:08:58
3
Алексей Вишневский
Максим Новиков
Андрей Неверович
Белоруссия
МАЗ
08:39:53
+00:52:34
4
Сергей Вязович
Павел Гаранин
Андрей Жигулин
Белоруссия
МАЗ
08:40:51
+00:53:32
5
Мартин Масик
Франтишек Томачек
Михал Мрква
Чехия
LIAZ
08:48:43
+01:01:24
6
Мартин ван ден Бринк
Войтер Розегаар
Даниэль Козловски
Нидерланды-
Чехия
RENAULT
09:01:01
+01:13:42
7
Алеш Лопрайс
Лукас Янда
Ферран Марко Алкайна
Чехия-
Испания
TATRA
09:18:37
01:31:18
8
Тон ван Генугтен
Бернар дер Киндерен
Петер Виллемсен
Нидерланды-Бельгия
IVECO
09:30:08
+01:42:49
10
Дмитрий Сотников
Руслан Ахмадеев
Ильнур Мустафин
Россия
КАМАЗ
09:34:03
+01:46:44
16
Айрат Мардеев
Айдар Беляев
Дмитрий Свистунов
Россия
КАМАЗ
10:31:36
+02:44:17
17
Антон Шибалов
Дмитрий Никитин
Иван Романов
Россия
КАМАЗ
11:36:27
+03:49:08