Второй этап международного ралли-марафона «Дакар-2020» в Саудовской Аравии, прошедший в понедельник, 6 января, по маршруту Аль-Ваджх – Неом, выиграл белорусский экипаж на МАЗе. Пресс-атташе команды «КАМАЗ-мастер» Эрик Хайруллин передаёт из Неома:
- «Дакар» – это не только гонка на результат, но и испытание на прочность человеческого организма и техники. Столкнувшись с многообразием ландшафта и его стремительным изменением в первый день ралли, участники соревнования практически без отдыха перешли на следующий этап. Караван ралли движется к северу Саудовской Аравии – в сторону границы крупнейшего государства на Аравийском полуострове с Иорданией. А живописные пейзажи с видом на Красное море и горы Хиджаз, высота которых достигает более 3300 метров, сменяются суровыми условиями на трассе.
Не успев привыкнуть к новым для себя условиям после 11 лет в Южной Америке, спортивные экипажи оказались перед непростой задачей: дорожные книги были выданы на руки за 15 минут до старта второго гоночного дня. Такой ход – нововведение от организаторов, стремящихся уравнять возможности между любителями и профессионалами и сделать гонку непредсказуемой для миллионов болельщиков «Дакара». При этом сложнейший трек в любой момент может остановить как новичков, так и опытных ралли-рейдеров, и отправить их домой.
Маршрут второго этапа протяжённостью 367 км с перепадами высот практически полностью состоял из грунтового покрытия и камней, пески же были редкостью. В таких условиях темп становится рваным, а риск проколоть колесо повышается многократно, поэтому экипажам нужно быть предельно внимательными к происходящему на дистанции. Дополнительной головной боли штурманам добавила и навигация: верный курс к финишу необходимо было отыскивать среди большого количества обычных и параллельных дорожек.
В отличие от вчерашнего дня, когда общая длина лиазона составила 433 км, сегодня участников ждали всего 26 км дорог общественного пользования. Смешанный старт позволил избежать более быстрым и опытным пилотам большого количества обгонов и сосредоточиться на главном – безошибочном прохождении этапа. Из допущенных к «Дакару» 46 грузовых экипажей в бою на утро понедельника осталось только 42. Первым покорять маршрут до Неома отправился победитель первого этапа россиянин Антон Шибалов из команды «КАМАЗ-мастер».
Показав лучшее время на отметке 52 км, экипаж Шибалова в дальнейшем уступил лидерство и откатился на пятую позицию. Ближе к финишу россияне не смогли с первого раза взять нужную точку. Как итог: шестое место и проигрыш 15 минут 15 секунд белорусу Сергею Вязовичу («МАЗ-СПОРТавто), проехавшему дистанцию за 3 часа 47 минут 44 секунды.
Антон Шибалов, пилот экипажа №516: «На протяжении всего этапа была очень сложная навигация. На 314 км долго не могли найти точку. К сожалению, когда уже видели финиш, пришлось вернуться назад и проехать ещё раз, но другим путём. Хорошо, что нашли данную точку и финишировали. В кабине стараемся соблюсти спокойствие и не мешать работе штурмана. Задача – спокойно найти правильный маршрут и нужную точку. Благодаря тому, что не было суеты и паники, добрались до финиша. Сегодня особо дюн не было, были песчаные дороги, в основном, каменистые русла, много камней и скоростных участков. Если вчера было посложнее в плане пилотирования, то сегодня – в навигации».
Коварный сюрприз от организаторов поджидал участников буквально за 5 км до финиша: скрытая навигационная точка не поддавалась взятию с первого раза, заставляя плутать многие экипажи. Одним из таких оказался камазовский экипаж Дмитрия Сотникова. Показав стабильность на протяжении всего спецучастка, челнинские гонщики потеряли время в самой концовке. Несмотря на трудности в навигации, Сотников стал лучшим среди четырех экипажей «КАМАЗ-мастер», показав второй результат спортивного дня (+1:46).
Дмитрий Сотников, пилот экипажа №501: «Примерно 5 последних километров ехали в каком-то русле, следов было очень много. Мне показалось, что видел Вязовича, который уходил направо, и штурман повёл туда же. Приехали, но чувствуем, что что-то не так: в лоб нам ехали два джипа и мотоциклист. Попытались разобраться в ситуации, понимали, что от точки находимся недалеко, и решили вернуться назад, где увидели два наших КАМАЗа, едущих в другую сторону. В итоге исправили ошибку, нашли правильный курс. Проблема в том, что, встав в нужный курс, начали бить привязки, тогда как все ехали навстречу, но мы старались не обращать внимание, понимали, что были в легенде, и надо было взять скрытую точку, чей радиус не открывался. Когда её взяли, начали искать дорогу, которая находилась в радиусе 200-300 метров. Забрались повыше в гору и нашли её, поехав к финишу».
Действующий победитель «Дакара» в грузовом зачёте Эдуард Николаев разобрался со вчерашними техническими проблемами и в понедельник был сосредоточен на сражении на трассе. Тем более его экипажу пришлось сложнее, чем другим камазовцам: стартовав позади части джипов и грузовиков, Николаеву необходимо было прорываться и отыгрывать время, совершая обгоны в густой пыли. В итоговом протоколе он стал пятым, отстав почти на 11 минут.
Эдуард Николаев, пилот экипажа №500: «Сегодня с машиной всё было отлично. Мы стартовали в миксте, было тяжело. Первые километров 70 приходилось убирать ногу с педали газа: из-за вчерашней потери времени мы «сидели» в густой пыли стартовавших ранее экипажей, много камней. А во второй части покрутились в каньоне, искали точку. Конечно, эти моменты привели к потере времени. Приедем на бивуак и будем анализировать сегодняшний день. Что касается пилотирования, то с этим всё было в порядке».
Ставший по итогам дня третьим Андрей Каргинов (+2:07) со старта задал высокий темп и с каждым километром «накатывал» Сергея Вязовича. Уже на отметке 214 км российский экипаж № 511 показал первое время. Обгон белорусского экипажа Каргинов совершил в широком вади, что в переводе с арабского означает «сухое русло реки». После рокировки на трассе оба грузовика шли в одинаковом темпе и лишь на той самой точке, хитро спрятанной организаторами незадолго до финиша, экипаж «КАМАЗ-мастер» заблудился, их сопернику же немного повезло свернуть в другом направлении и стать первым.
Что касается других представителей грузового зачёта, то Мартин Масик на IVECO второй день подряд оказался в топ-5. Янус ван Кастерен (IVECO) после третьей позиции в воскресенье финишировал с 12-м результатом, а Мартин Солтис (TATRA) сменил седьмую строчку на 13-ю. Один из претендентов на итоговый подиум «Дакара» Мартин ван ден Бринк (RENAULT) – девятый.
Во вторник участников «Дакара-2020» ждёт самый протяжённый на данный момент спецучасток длиной в 427 км, общая длина третьего этапа, проложенного по круговому маршруту Неом – Неом, составит 504 км. Смешанный старт отправит спортивные экипажи на север к границе с Иорданией, а серия каньонов и песчаных гор доставит их к самой высшей точке на ралли-марафоне на высоте 1400 метров.
Результаты второго этапа в классификации Т4
Место
Участники
Страна
Грузовик
Результат
Отставание
1
Сергей Вязович
Павел Гаранин
Антон Запорощенко
Белоруссия
МАЗ
03:47:44
-
2
Дмитрий Сотников
Руслан Ахмадеев
Ильгиз Ахметзянов
Россия
КАМАЗ
03:49:30
00:01:46
3
Андрей Каргинов
Андрей Мокеев
Игорь Леонов
Россия
КАМАЗ
03:49:51
00:02:07
4
Мартин Масик
Франтишек Томашек
Давид Сванда
Чехия
IVECO
03:58:31
00:10:47
5
Эдуард Николаев
Евгений Яковлев
Владимир Рыбаков
Россия
КАМАЗ
03:58:36
00:10:52
6
Антон Шибалов
Дмитрий Никитин
Иван Татаринов
Россия
КАМАЗ
04:02:59
00:15:15
7
Алеш Лопрайс
Петр Покора
Халид Алкенди
Чехия-
ОАЭ
INSTAFOREX
LOPRAIS PRAGA
04:12:49
00:25:05
9
Мартин ван ден Бринк
Вутер де Граафф
Митчелл ван ден Бринк
Нидерланды
MAMMOET
RALLYSPORT
04:19:41
00:31:57
13
Янус ван Кастерен
Дарек Родевальд
Марсел Снийдерс
Нидерланды-
Польша
IVECO
04:29:14
00:41:30
Итоги в классификации Т4 после второго этапа
Место
Участники
Страна
Грузовик
Результат
Отставание
1
Сергей Вязович
Павел Гаранин
Антон Запорощенко
Белоруссия
МАЗ
07:29:52
-
2
Дмитрий Сотников
Руслан Ахмадеев
Ильгиз Ахметзянов
Россия
КАМАЗ
07:34:12
00:04:20
3
Андрей Каргинов
Андрей Мокеев
Игорь Леонов
Россия
КАМАЗ
07:37:04
00:07:12
4
Антон Шибалов
Дмитрий Никитин
Иван Татаринов
Россия
КАМАЗ
07:43:34
00:13:42
5
Мартин Масик
Франтишек Томашек
Давид Сванда
Чехия
IVECO
07:43:58
00:14:06
6
Эдуард Николаев
Евгений Яковлев
Владимир Рыбаков
Россия
КАМАЗ
07:50:35
00:20:43
7
Алеш Лопрайс
Петр Покора
Халид Алкенди
Чехия-
ОАЭ
INSTAFOREX
LOPRAIS PRAGA
08:04:39
00:34:47
8
Янус ван Кастерен
Дарек Родевальд
Марсел Снийдерс
Нидерланды-
Польша
IVECO
08:12:58
00:43:06
12
Александр Василевский
Дмитрий Вихренко
Виталий Мурылев
Белоруссия
МАЗ
08:38:15
01:08:23
13
Алексей Вишневский
Максим Новиков
Андрей Неверович
Белоруссия
МАЗ
08:40:53
01:11:01