Актуализированная программа стратегического развития ПАО «КАМАЗ» на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года (Стратегия «КАМАЗ-2030/2036»), утверждённая Советом директоров компании 12 декабря 2025 года, представлена в публичной версии.
В стратегии «КАМАЗа», разработанной в 2023 году, риск-ориентированный сценарий рассматривался как потенциально возможный, но по факту он реализовался с ещё более негативными эффектами, чем предполагалось.
Основные факторы, определившие необходимость актуализации стратегии:
· кризисное падение спроса на российском рынке крупнотоннажных грузовых автомобилей (со 111 тыс. шт. в 2024 году до 52 тыс. шт. в 2025 году), медленный восстановительный рост спроса в прогнозном периоде;
· большие нераспроданные стоки ввезённых импортных грузовиков и возвратный парк грузовиков у лизинговых компаний (в совокупности сопоставимые с годовым объёмом российского рынка грузовиков);
· снижение операционной рентабельности компании в ценовом противостоянии с иностранными конкурентами;
· увеличение затрат компании на обслуживание долговых обязательств под действием высокой ключевой ставки и оптимизация инвестиций.
Сохраняя неизменной миссию и стратегическое видение, «КАМАЗ» скорректировал параметры стратегического развития, исходя из сложившихся реалий и прогнозов изменения макроэкономических и рыночно-отраслевых факторов.
Целевые показатели Стратегии «КАМАЗ-2030/2036»
2024 г.
Факт
Стратегия
«КАМАЗ-2030/2036»
Комментарий
2030 г.
2036 г.
Выручка, млрд. руб.
394
655
977
Среднегодовой темп роста выручки 7,9% - значительно выше инфляции за счет увеличения масштаба и расширения направлений бизнеса
Продажа грузовых автомобилей, тыс. шт.
35
51
56
Стратегический вызов для компании: «КАМАЗ» не выпускал более 50 тыс. грузовиков с 2008 года
Доля продаж за рубежом, %
12%
13%
17%
Амбициозная цель, принимая во внимание действующие санкционные ограничения и рост конкуренции
EBITDA, % от выручки
9%
7%
8%
Среднеотраслевой уровень рентабельности по EBITDA в коммерческом автопроме
Стратегия «КАМАЗ-2030/2036» содержит аналитические материалы и прогнозы развития мирового и российского рынка коммерческого автотранспорта, долгосрочные цели и направления развития компании, задачи в области устойчивого развития и социального партнёрства, ключевые аспекты риск-менеджмента.
Реализация стратегии и программы повышения эффективности бизнеса обеспечит выход из текущей негативной экономической ситуации на положительные финансовые результаты компании в ближайшие два-три года.
Стратегические приоритеты, формирующие основу отраслевого лидерства «КАМАЗа»:
· развитие продуктовой линейки новых поколений грузовиков и пассажирского транспорта,
· ввод в действие проектов технологической модернизации и локализации компонентной базы,
· новые бизнес-модели и цифровые решения,
обеспечивают долгосрочную динамику и устойчивость развития бизнеса Группы «КАМАЗ», нацеленность на выполнение стратегии развития Государственной корпорации «Ростех» на период до 2036 года.
Публичная версия актуализированной Стратегии «КАМАЗ-2030/2036» размещена на корпоративном сайте ПАО «КАМАЗ» https://kamaz.ru/about/development/strategy/
