В ПАО «КАМАЗ» утверждена комплаенс-программа, которую планируется распространить на всю группу компаний «КАМАЗ», дочерние и зависимые общества.
Основная задача комплаенс – противодействие коррупции и легализации доходов, полученных преступным путём, защита информационных потоков, установление этических норм поведения сотрудников. «Сейчас, когда уже накоплен определённый опыт, в том числе в оценке комплаенс-рисков, руководством поставлена задача упростить процессы, сделать компанию более мобильной в принятии решений, не упустив при этом рычагов управления и функций контроля, – подчеркнула корпоративный директор «КАМАЗа» Жанна Халиуллина. – Совместно с членами Совета директоров мы разработали комплаенс-программу, в которой предполагается, ориентируясь на законодательные нормы, развивать «сутевое» наполнение инструментов».
Отметим, что некоторые нормативные акты, изданные ранее при внедрении комплаенс-системы, позволили запустить антикоррупционные процессы, но затруднили работу, в частности, по заключению договоров. По словам начальника отдела комплаенс Виктора Спасова, в связи с этим сейчас актуализируется ряд документов, что позволит без потери содержательной составляющей комплаенса значительно сократить потери в виде излишних трудозатрат и времени. «Например, актуализирован стандарт по заключению договоров и внешнеторговых контрактов, который упорядочил этот вид деятельности. С 1 ноября вступает в силу новый стандарт о закупках. Разрабатывается концепция введения единого кодификатора контрагентов по группе организаций ПАО «КАМАЗ». Анализируется процесс обучения работников и их информирование», – рассказал Спасов.
Также получила своё развитие «Горячая линия». «Это очень хороший инструмент. Планируем его популяризировать, сделать более доступным, расширить аудиторию с использованием не только телефона, но и почты, электронных адресов, – отмечает Виктор Спасов. – Хотя «Горячая линия» и гарантирует конфиденциальность, остаются проблемы в плане защищённости людей, сообщивших о нарушениях. Мы работаем над тем, чтобы исключить для них негативные последствия в будущем – даже если информация и не получит подтверждения». Результаты проведённых расследований рассматриваются на заседании Координационного совета по комплаенсу «КАМАЗа». Как показывает статистика, наиболее проблемными секторами в части комплаенс-рисков можно назвать сферу закупок и продаж, нередки ситуации, где возникает конфликт интересов.
Утвержденную комплаенс-систему планируется распространить на всю группу компаний «КАМАЗ», дочерние и зависимые общества, а во второй половине 2016 года ей предстоит пройти внешний аудит. Это станет ещё одним шагом «КАМАЗа» в направлении организации бизнеса по мировым стандартам.