В том случае, если с первого июля утилизационный сбор станет обязательным и для отечественных автопроизводителей, «КАМАЗу» придётся выделить дополнительные 10-18 миллиардов, не запланированных в бизнес-плане.
Это может произойти из-за требований Евросоюза, требующего уравнять в правах российских производителей, обязав их выплачивать утилизационный сбор на общих основаниях. Объясняются эти требования защитой свободной конкуренции. В Пояснительной записке к проекту Федерального закона, это обусловлено «необходимостью адаптации законодательства РФ к условиям членства России во Всемирной торговой организации».
Так есть ли какие-то плюсы для «КАМАЗа» во вступлении России во Всемирную торговую организацию? Это знаковое событие в экономической жизни нашей страны повлекло за собой ряд изменений в концепции развития целых отраслей. Отечественным производителям необходимо принять новые условия, налагаемые членством в ВТО. На данный момент пересматривается и дополняется и Стратегия развития отечественного автопрома. «КАМАЗу» придётся существовать в изменившихся условиях.
Не стоит забывать, что членство России в ВТО предусматривает не только ограничения, но и предполагает в дальнейшем: стабильные условия работы российских компаний на внешних рынках, снижение барьеров в торговле и другие преференции. Всё это «КАМАЗ» рассматривает как положительные изменения, поскольку компания крайне заинтересована в расширении своих внешних рынков сбыта. Открытие сборочных производств за рубежом предусмотрено программой стратегического развития компании до 2020 года. Уже сейчас у «КАМАЗа» есть сборочные предприятия во Вьетнаме, Казахстане, Пакистане, Индии. Ведутся переговоры с Бразилией. Сборка производится полностью из комплектующих изделий, поставляемых из России. Реализуются программы локализации производства деталей и узлов из состава сборочных машинокомплектов в странах дислокации сборочных предприятий.
К тому же «КАМАЗ», как крупнейшая автомобильная корпорация России, использует в полном объёме весь перечень мер государственной поддержки и инструментов защиты, предусмотренных ВТО. Это применение механизмов преференции при госзакупках, субсидирование, проведение систематического мониторинга объёмов импорта в целях применения предусмотренных правилами ВТО защитных мер. Руководство компании видит защиту интересов в повышении конкурентоспособности, расширении ассортимента и значительном росте объёмов выпускаемой продукции, в инвестициях в расширение производственных мощностей, нового модельного ряда и агрегатов.