Пресс-атташе команды «КАМАЗ-мастер» Эрик Хайруллин передаёт из города Росарио (Аргентина):
- Самолёт рейса Мадрид – Буэнос-Айрес почти на 100 процентов заполнен участниками ралли «Дакар-2014». Картинка маршрута транслируется на экраны в салон самолёта. Аккурат над Дакаром, столицей Сенегала, самолёт поворачивает и берёт курс на запад через Атлантический океан к берегам далёкой Южной Америки. Завидя на экранах знакомое название, задремавшая было публика начинает просыпаться, и вот уже к телевизорам выстроилась очередь желающих сделать символичное фото. Спасибо, Африка, давшая в 1979 году начало знаменитому внедорожному приключению, и здравствуй, Южная Америка, куда в 2009 году переместилось это грандиозное действо, имя которому «Дакар».
Местом старта 36-го по счёту «Дакара» организаторы выбрали аргентинский Росарио. Третий по величине город Аргентины, расположившийся на правом берегу реки Параны, известен, как крупный железнодорожный и речной транспортный узел. В 1812 году здесь впервые был поднят аргентинский национальный флаг. Ещё одна достопримечательность – именно здесь родился знаменитый Че Гевара. По прибытии в Росарио понимаешь, почему идеи Че до сих пор популярны в этих краях. Чем дальше от столицы Аргентины, тем беднее встречающиеся по пути поселения. В самом Буэнос-Айресе также чувствуется дыхание экономического кризиса, в котором страна пребывает несколько последних лет. Город выглядит неухоженным и несколько потускневшим по сравнению, например, с 2009 годом, когда здесь стартовал первый южноамериканский «Дакар». Окраины города, по большей части представляющие собой трущобы, и вовсе находятся на осадном положении. Некоторые улицы в беднейших кварталах до сих пор перекрыты возникшими в результате недавних стихийных беспорядков баррикадами из жжёных автомобильных покрышек.
Но вернёмся к ралли «Дакар», для участников которого подобные антуражи не проблема, и, как шутят сами гонщики, чем хуже условия, тем лучше. Второго января команда «КАМАЗ-мастер», вылетевшая в Америку двумя группами, была уже в полном сборе. На бивуаке команды, несмотря на проливной дождь, в преддверии предстоящих административных и технических проверок, вовсю кипела работа. Все сосредоточены и деловиты. Автопарк грузового зачета «Дакара» заметно обновился. На нынешний слоган организаторов - «Дакар-2014: длиннее, выше, тяжелее» - у грузовых автопроизводителей есть свой ответ: «Грузовики: быстрее, надёжнее, легче!».
Неподалёку от «КАМАЗ-мастера» расположился бивуак команды MAN. Машины соперников были получены из сборочного цеха буквально перед гонкой, прошли необходимые тесты и имеют целый ряд технических новинок. Уникальные решения использованы на новых машинах Ginaf. Команды Жерара де Роя до сих пор нет на бивуаке, поговаривают, что голландцы в сервисном центре под Буэнос-Айресом завершают настройку своих новейших двигателей класса «Евро-6».
На подъёме находятся чешские команды. Передовая техническая мысль фактически превратила капотник Алеша Лопрайса, дебютировавший на «Шёлковом пути-2013», в этакий джипо-грузовик, имеющий за счёт малого веса и короткой базы прекрасную динамику и проходимость в песках. Команда Мартина Коломы так же не теряла времени зря, сотрудничая с кольцевиками из знаменитой Buggyra и доводя до ума свои грузовики, используя их форсированные моторы.
Отвечая на вопрос, кого бы он обозначил в качестве топ-10 грузового зачёта, куратор грузового зачёта гонки Фабьен Кальве сказал, что фактически ситуация такова, что нужно расширить список и говорить о топ-20. Конкуренция сильно возросла и хорошего выступления можно ждать от многих участников. Причина этого - и возросший класс пилотов, и совершенствующаяся год от года техника. Пожалуй, к этому нужно добавить ещё и немаловажный психологический аспект. Многолетнее доминирование КАМАЗов в гонке многим не дает покоя. Соперники «КАМАЗ-мастера» откровенно не ожидали, что процесс смены поколений в команде так быстро даст результаты. После прошлогоднего триумфа россиян снисходительного отношения к камазовской молодёжи как ни бывало. Никто уже не воспринимает ребят, как начинающих спортсменов, и поэтому доказывать свою состоятельность в этом году им будет явно труднее. К этому надо добавить, то, что «Дакар» для «КАМАЗ-мастера» - это не просто соревнование, а ещё и испытательный полигон для технических новаций.
Тем более что эти новации продиктованы обновляющимися правилами гонки. А эти правила, ограничивающие с 2016 года объём двигателей 16,5 литрами, фактически ставят под запрет знаменитые камазовские 18-литровые моторы. Кроме того, в этом году организаторы ралли «Дакар» серьёзно ужесточают требования к дымности моторов. Специальный судейский вертолёт будет работать на маршруте с целью фиксации чёрного выхлопа. Санкции очень серьёзные – штрафные минуты способны превратить в аутсайдеров даже самые сильные экипажи. В связи с этим только два КАМАЗа на «Дакаре-2014» будут по-прежнему оснащены проверенным ярославским мотором ЯМЗ, а на трёх из пяти гоночных машин установлены двигатели Liebherr. Понятно, что тестирование новых моторов в условиях 2-недельной экстремальной гонки – дело весьма рискованное, но необходимое (отчасти даже вынужденное) и нацеленное на перспективу.
К вечеру 3-го января спортивные автомобили «КАМАЗ-мастера», успешно пройдя технические проверки, переместились в закрытый парк. Административные проверки для участников команды также были завершены. Торжественный старт гонки состоится 4-го января, а наутро 5-го января караван ралли отправится из Росарио на свой первый спецучасток по направлению к городку Сан-Луис.